Последний бастион

10 июля 1935 года Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) был принят генеральный план реконструкции Москвы. Он предусматривал ограничение развития промышленности в столице и, следовательно, ограничение роста города, коренное улучшение зонирования территории, правильное взаимное расположение жилищ, промышленности и транспорта, упорядочение сети улиц и площадей, строительство метрополитена и еще ряд важных мероприятий. В генеральном плане намечалось расширение территории города с 28,5 до 60 тыс. га, преимущественно на юго-запад, в сторону наиболее здоровых и удобных для жизни районов.

После войны, в феврале 1949 года ЦК ВКП(б) и Совет Министров СССР приняли решение о составлении нового плана реконструкции Москвы. В решении было подчеркнуто особое значение научных основ для дальнейшей реконструкции столицы. Но по своей сути этот план лишь дополнял генплан застройки города 35-го года.

С 1948 г. началось проектирование, а с 1950 года строительство Юго-Западного района. В проектах планировки района (мастерской архитектора Власова) были приняты решительное укрупнение кварталов и равномерное размещение первичной и районной сети культурно-бытового обслуживания. Предусматривалось создание свободных озелененных пространств.

Проектируемые кварталы на этапе строительства получали свою нумерацию – так территория между Университетским проспектом и Ломоносовским (ограниченная «по бокам» Ленинским проспектом и проспектом Вернадского) именовалась кварталами №1 и №2, и была своеобразным центром новостройки на Юго-Западе. (Соседние кварталы – от Ломоносовского проспекта до улицы Строителей, с комплексом «Красные дома» — имели уже нумерацию 13-ый и 14-ый кварталы. Почему именно так – остается загадкой :).)

В 1953 году началось строительство дома №14 – «Дома преподавателей», которое было окончено к 1955 году. Наш дом (дом №18) был построен на два года позже – в 1957 году.

И прежде чем рассказать об архитекторах нашего дома, необходимо упомянуть об одной дате, которая стала знаковой для всей советской архитектуры, коренным переломом в московском и общесоюзном строительстве – 10 ноября 1955 года. Именно в этот день в газете «Правда» было опубликовано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

В конце 1954 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР созвали Всесоюзное совещание строителей, архитекторов и работников промышленности строительных материалов, строительного и дорожного машиностроения, проектных и научно-исследовательских организаций, на котором были подвергнуты резкой критике недостатки в области строительства и особенно в области архитектуры и архитектурной науки. Всесоюзное совещание по строительству и постановление ЦК КПСС и Совета Министров от 4 ноября 1955 года определили коренной поворот в советской архитектуре; они положили начало новому этапу ее развития, характеризующемуся «борьбой с эстетским формализмом за всестороннее понимание архитектуры».

Выступавший на съезде Н.С.Хрущев «дал глубокий анализ существа недостатков в области архитектуры: «В нашем строительстве – говорил он, — нередко наблюдается расточительство средств и в этом большая вина многих архитекторов, которые допускают излишества в отделке зданий, строящихся по индивидуальным проектам. Такие архитекторы стали камнем преткновения на пути индустриализации строительства».

Все эти события – Совещание по строительству 1954 года, выход ряда решений ЦК КПСС и Совета Министров СССР по строительству, указания ХХ и ХХI съездов КПСС способствовали «укреплению и дальнейшему развитию прогрессивного направления в советской архитектуре» — строительство по типовым проектам, развитие типизации и стандартизации, борьба за технический прогресс в строительстве, формирование комплексной застройки и т.п.

Простыми словами: заканчивалась эпоха строительства домов, как теперь говорят, «Сталинского ампира», «Сталинских домов», начинался новый этап – строительство дешевого жилья — «Хрущевок».

В последствии, после выхода этого знаменитого постановления, проектировочные и уже начавшиеся строительные работы, проводимые на Юго-Западе, также были подвергнуты критике свыше — «отвлеченность планировочного узора и господство симметричных композиций привели к противоречию с рельефом местности, к излишним земляным работам, к нарушению удобства жизни трудящихся»…

Однако перестройка архитектуры в течение 1955 – 1958 гг., естественно не могла сразу привести к разрешению многих трудных проблем. «Рецидивы эстетского формализма» проявились и в те годы, хотя ко времени 3-го Всесоюзного совещания по строительству, состоявшегося в апреле 1958 года, в советской архитектуре произошли глубочайшие изменения.

Разработчиками проекта дома №18 по Ломоносовскому проспекту были архитекторы Дмитрий Иванович Бурдин и Яков Борисович Белопольский. Работали они в проектной мастерской главного архитектора Москвы Александра Васильевича Власова.

С 1944 по 1950 гг. Власов был главным архитектором города Киева. Именно он руководил и разрабатывал проект застройки Крещатика. (Прослеживаются некоторые общие черты в архитектуре возводимых зданий). По работе на Украине Власов был знаком Н.С.Хрущеву. И с 1950 А.В. Власов, сменив выдающегося архитектора Д.Н.Чечулина, становится главным архитектором Москвы (до 1955 года – уже знакомой даты, ознаменовавшей переход к новому типу строительства).

В мастерской Власова работали такие замечательные архитекторы, как Мезенцев, Стамо, вышеупомянутые Белопольский и Бурдин, и многие другие талантливые архитекторы. Именно их коллективному творчеству принадлежат разработки большинства проектов «сталинских» домов в районе Университета.

Позже, в 60-х годах Д.И.Бурдиным были разработаны такие проекты как мемориал «Могила неизвестному солдату» в Александровском саду, здание аэровокзала на станции метро Аэропорт, Телевизионный центр в Останкино (телебашня), участие в разработке проекта Кремлевского Дворца Съездов.

Я.Б. Белопольский принимал главное участие в разработке проектов цирка на проспекте Вернадского, здания Университета Дружбы народов П.Лумумбы, архитектурной части памятника воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1946-49) и на Мамаевом кургане в Волгограде (1963-67).

Сразу же после возведения дома №18 по Ломоносовскому проспекту были возведены дома №23 по Ломоносовскому и №9 по Университетскому проспекту. По этому же проекту — но в их отделке уже все больше и больше сказываются тенденции нового времени, нового веяния, экономии материалов.

На одном из популярных сайтов, посвященных московскому метрополитену была опубликована замечательная статья о застройке нашего квартала (надеюсь, что автор этой статьи откликнется и мы сможем увидеть этот текст и на нашем сайте). Пока лишь привожу вот такую интересную цитату: архитекторами «было предложено использовать за основу композиции «венецианский дом» — т.е. дом с высокими сдвоенными или строенными арками и венчающим карнизом большого выноса, с простым рисунком. Все эти дома получили облицовку крупноформатной пустотелой керамикой. Эти дома можно считать «последними бастионами» высокого сталинского ампира, уже вовремя их возведения они стали объектом суровой критики. Однако Власов обхитрил хрущевистов — изначально запроектировав дома в достаточно простой манере, без обильных украшений.»

Мария Емельянова